face

Проводим мозговой штурм стоя!

Разрыв шаблонаНикогда ничего не слышал о Тине Силинг до тех пор, пока "Манн, Иванов и Фербер" не начали ее переводить и издавать. Вышло уже, как минимум, две книги - бестселлер "Сделай себя сам" и относительная новинка "Разрыв шаблона" (в оригинале - inGenius: A Crash Course on Creativity).

Тина Силинг читает курс по креативности и инновациям в Стэнфорде, эта книга рассказывает о том, что из себя представляет этот курс, какие упражнения для генерации новых идей используются, как развить в себе креативность. Очень часто подобные издания представляют из себя эссенцию словоблудия, эта книга является ярким исключением. "Разрыв шаблона" мне очень понравился - хотя бы потому, что понравился автор.

Нередко случается, что какие-то догадки, которые авторы не стесняются преподносить как догму, не имеют абсолютно никаких оснований. Поэтому очень важно понимать, что лежит в основе тех или иных догадок, курсов, учений. Тина Силинг опирается, например, на теорию решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера. Она использует методы Эдварда де Боно. Этого уже достаточно, чтобы какое-то доверие появилось.

Силинг считает, что творчество - неисчерпаемый ресурс, запущенный вашей энергией для решения проблем и использования возможностей. Все на свете может разжечь ваш двигатель инноваций - каждое слово, каждый объект, каждое решение и каждое действие. Творческий потенциал может быть повышен за счет оттачивания способности наблюдать и учиться, соединения и объединения идей, переосмысления проблемы и за счет поиска вторых, третьих... бесконечного числа правильных ответов без остановки на первом. По ее мнению, вы можете улучшить результаты творческой работы, создавая среду обитания, которая способствует решению проблем; разрабатывая условия, которые поддерживают генерацию новых идей; формируя команды. которые рассчитаны на инновации, а также содействуя развитию культуры, которая поощряет эксперименты.

В своей книге автор рассказывает о том, из чего состоит двигатель инноваций, что оказывает на него влияние, и как его запустить. не буду спойлерить - в книге представлены подробные схемы с разъяснениями. По сути, это практическое пособие по развитию креативности, которое я искренне вам рекомендую. Здесь даны не только упражнения для развития креативности, но и примеры того, что было сделано теми же студентами или предпринимателя, использующими те же методы.

Часто автор приходит в своем труде к тем же выводам, к которым пришел и я в свое время - например к выводу, что творчество любит ограничения. То есть, когда человек откладывает выполнение работы на самый последний момент, он создает для себя этакое творческое давление. Одну из книг Силинг написала за четыре месяца, на работу над следующей издательство выделило ей уже 10 месяцев, но она полгода прокрастинировала до тех пор, пока до сдачи работы не осталось те же четыре месяца.

Цитата:

"Игра - важный элемент работы любой успешной творческой команды. если вам весело, вы лучше относитесь и к себе, и к тому, что делаете. А если вы чувствуете себя лучше, то и творческий потенциал увеличивается и больше идей создаете. режиссер Брэд Бёрд, который поставил для Pixar мультфильмы "Суперсемейка" и "Рататуй", говорит: "Самая важная часть бюджета любого фильма, которую всегда забывают включать в бюджет, - это настроение сотрудников. Если ваши сотрудники не хотят работать, с каждого вложенного доллара вам вернется 25 центов. если же у них отличное настроение, то на каждый доллар вам достанется еще три сверх. Компаниям стоит чаще обращать на это внимание".

Интересные детали и факты:

- На курсах Силинг студенты должны за два часа добыть максимальную ценность из содержимого мусорного ведра; извлечь максимальную пользу из пяти долларов, бутылки с водой или горстки резинок.
- Когда Рэнди Цукерберг переименовала отдел потребительского маркетинга Facebook в отдел креативного маркетинга, это оказало колоссальное влияние на всю команду отдела.
- Хуже всего с "Задачей с зефиркой" справляются выпускники бизнес-школ.
- Силинг считает, что в ходе мозгового штурма участники должны стоять, а не сидеть. По ее мнению, стоящий человек ведет себя энергичнее и сильнее вовлекается в процесс.






Про стендапы давно известно. Совещания ускоряются в разы - но тут дело не в энергичности :)
А что за задача с зефиркой?
В середине 2000-х инженер Питер Скилман из корпорации AutoDesk изобрел простенький тест на командное мышление, называемый «Marshmallow Сhallenge».

Командам-участницам даются: 20 длинных макаронин, ярд лески, ярд скотча и кусочек зефира. За 20 минут участники должны построить из всего этого самую высокую и устойчивую структуру, поместив зефир на ее вершину.

Хуже всего с задачей справлялись команды состоящие из директоров, вице-президентов корпораций, бизнес-аналитиков, выпускников элитных бизнес-школ. Немногим лучше были результаты инженеров, программистов, ученых. И дело было даже не в отсутствии навыков физического труда - часто время истекало, прежде чем кто-нибудь вообще прикасался к зефиру. Обсуждалось все - теоретическая прочность соломинок, проблемы балансировки, правильная геометрия, нужное количество ножек, оптимальный способ склеивания. Если кто-то пытался, наконец, взять в руки соломинку или зефир, на него шыкали остальные - не сломай, мол, раньше времени, сначала ведь все нужно обсудить и запланировать! Когда же время подступало к концу, в команде начиналась паника, еще больше парализующая прогресс. В среднем итоге у таких команд зефир поднимался лишь на высоту одной соломинки, а почти треть команд вообще ничего не успевали соорудить. Учителя, секретарши, рабочие, справлялись с задачей значительно лучше - в среднем, поднимая зефир на полторы-две соломинки. Лучше всего же, на среднюю высоту в 2. 5 соломинки, поднимали зефир... дети из детского сада. Пятилетние малыши справлялись с задачей намного лучше, чем директора с многомиллионными окладами! Этим экспериментом Питер доказывал, как корпоративное мышление полностью парализует способность экспериментировать и добиваться результатов. Коллективный директорский разум погрязал в абстрактных расчетах, и никто не хотел брать ответственность за принятие решений. Пытаясь предугадать и запланировать всевозможные сценарии, в итоге коллектив оказался неспособным решить простую задачу.
Вспомнил!!!
Спасибо, надо будет запилить в регулярную напоминалку :)