face

Птица за птицей

Чаще всего я так завален работой, что каждый раз, садясь за компьютер, я долго думаю как бы мне верно расставить приоритеты. Конечно, у гуру тайм-менеджмента найдется немало полезных советов. Но есть и еще более простые решения. Энн Ламот пишет: "Тридцать лет назад мой старший брат - тогда ему было десять - бился над школьным заданием, которое он должен был сдать на следующий день. Им велели описать наших местных птиц; изначально на все отводилось три месяца, но брат ничего не успел. И вот он, чуть не плача, сидел за кухонным столом у нас дома в Болинасе, весь обложенный альбомами, карандашами и непрочитанными книгами про птиц. Объем работы парализовал его. Тогда пришел папа, сел рядом с ним, обнял и сказал: "Птицу за птицей, друг. Описывай птицу за птицей".

Сомневаюсь, что имя Энн Ламотт вам что-то скажет, хотя это достаточно известная американская писательница, автор ряда романов, не издававшихся на русском языке. Она преподавала литературное мастерство в калифорнийских ВУЗах. В этом году "Манн, Иванов и Фербер" издали ее книгу "Птица за птицей: заметки о писательстве и жизни в целом". Да, эта книга была достойна издания. Вообще, она переиздается уже почти два десятка лет, что является своеобразной гарантией качества.

Произведение приятное во всех отношениях, книга пригодится не только графоманам, но и всем людям, которым приходится писать тексты. Несколько цитат:

"Теперь я учу писать других. Это случилось как-то само собой. Однажды, лет десять назад, мне предложили подработать: провести мастер-класс по литературному творчеству. Вот с тех пор и преподаю. "Но нельзя же научить творчеству!" - часто говорят мне. А я отвечаю: "А вы кто? Секретарь Божьей приемной комиссии?".

"Как-то я читала интервью Каролин Шуте, автора "Египетских бобов", и нашла там прекрасное описание того, как происходит переделка собственных текстов: "Когда пишешь, у тебя как будто есть двадцать ящиков елочных игрушек, но нет самой елки. И вот сидишь и думаешь: куда же это все пристроить? А потом тебе вроде как говорят: ну, ладно, так и быть, иди за своей елкой. Только мы тебе завяжем глаза и ты должна спилить ее чайной ложкой".

"Сад - одна из двух главных метафор человеческой жизни. Вторая - конечно же, река. Метафора - прекрасный инструмент: она объясняет неизвестное при помощи знакомого. Но она работает только тогда, когда отзывается в душе самого писателя".

"Быть писателем и отдавать все, что есть, своим творениям и читателям - почти то же, что быть родителем трехлетнего ребенка. Детище, то приводит в восторг, то пугает, то бесит - и временами обожает. Иногда кажется, что этот ребенок - твоя личная кара: ты нарушил какой-то закон ему одному ведомого Корана; умри, неверный! А вот он тянет руки и касается тебя, словно любящий дедушка на смертном одре, запоминая на ощупь твои черты".


Энн по полочкам разбирает процесс написания книги, поясняя, что делать с сюжетом, персонажами, антуражем, как выстраивать диалоги. Она рассказывает с чего начать и где искать помощи в случае творческого кризиса. Правда, она приводит в пример и различные экзотические для нас способы вроде групповой терапии. 

Это очень искренняя книга и ее автор, безусловно, писать умеет. Но, возможно, еще лучше она умеет учить писать. Автор рекомендует ставить себе цели, но не связывать себя ими. Энн считает, что писать нужно, чтобы срывать покровы. Она рекомендует не бояться того, что подумают люди - нужно бояться ничего не написать. Перфекционизм - это безусловный враг, по ее мнению, а публикация вовсе не так важна, как кажется многим.

Любые умные советы помогают, если ты их воспринимаешь, в принципе. Часто людям в решении их проблем просто не хватает какого-то взгляда со стороны.

PS: Или ты о каком-то конкретном проекте? :)

Edited at 2014-09-17 07:26 am (UTC)